вторник, 2 февраля 2016 г.

Немного о мировоззрении средневековых костромичей

Буквально на днях Костромской музей-заповедник выпустил в продажу прелюбопытный сувенир.

Перед нами не просто глиняный колокольчик. Это точная копия уникальной детской игрушки XIII-XIV вв. В нанесенном на колокольчике орнаменте зашифровано целое повествование. Какое?


Ответу на этот вопрос мы посвятили доклад на конференции, прошедшей в Костромском музее-заповеднике в ноябре 2015 года. Привожу его полностью. Доклад/статья опубликован в сборнике конференции.

Копию уникального предмета можно приобрести в Рыбных рядах (картинная галерея), где сейчас проходит археологическая выставка.

_______________________________________________________________________________

ГЛИНЯНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО СОБРАНИЯ КОСТРОМСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Сатурин А.А., Щербаков В.Л.
ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», г. Кострома

        В 2012 году в городе Костроме в ходе раскопок под руководством А.В. Гороховой на территории бывшего Анастасинского монастыря был найден глиняный колокольчик с необычным декором (Рис. 1).i Работы проводились ОГБУ «Наследие» и предшествовали малоэтажной застройке территории. Анастасинский монастырь впервые упоминается в 1417 году.ii Колокольчик относится к условно-закрытому комплексу.
 Рис. 1. Колокольчик (общий вид).


Любопытно, что подобные предметы рассматривались ранее как свойственные культуре средневекового Владимира-на-Клязьме. Колокольчиков, полностью аналогичных костромскому, нами не выявлено; близкие аналогии датируются XIV-XV вв. Большинство владимирских колокольчиков имеет следы росписи белым ангобом. Предметы тщательно смоделированы, поверхность заглажена. Колокольчик из раскопок 1976 г. имеет держатель в виде птички.iii Костромской колокольчик из раскопок 2012 г., смоделирован грубо, поверхность не заглажена, рисунок нанесен острым предметом по сырой глине. Немного тщательней смоделирован держатель в виде птички. С большой вероятностью, мы можем говорить о наличии общей культурной традиции изготовления подобного рода предметов.
Колокольчик изготовлен из ожелезненной глины с примесью дресвы. Смоделирован вручную, с внутренней стороны, в верхней части, имеет следы от острого предмета, вероятно служившего опорой во время нанесения рисунка. Имеет два отверстия у основания держателя для подвешивания язычка и одно сквозное отверстие в держателе для крепления самого колокольчика. Наиболее интересным признаком костромского колокольчика является особый декор (Рис.2), отличающий его от владимирских аналогий. Верхняя часть предмета увенчана миниатюрной глиняной птичкой, украшенной продольной и двумя поперечными линиями. В задней части держателя, под хвостом птицы, изображена разделенная на четыре равные части окружность. Обращение к декору тулова позволяет предварительно выделить несколько символических единиц, образованных из линий: полукруглые волнистые линии; вертикальные линии, ограниченные сверху дугообразной линией; геометрическая фигура — ромб с примыкающими линиями; геометрическая фигура из пересекающихся под разными углами линий.

 Рис. 2. Прорисовка декора.

Трактовка выделенных символических единиц затруднительна, однако, мы попытаемся предложить наиболее, на наш взгляд, им соответствующие предметы или явления: разделенный на четыре части овал под хвостом птицы - «яйцо», «разбитое (?) яйцо» или символ, означающий огонь, жар или солнце; волнистые линии - «вода», «море», «океан»; вертикальные линии, ограниченные сверху дугообразной линией - «поле», «земля», «остров», «земная твердь»; геометрическая фигура — ромб с примыкающими линиями - «рыба»; геометрическая фигура из пересекающихся под разными углами линий — не поддается определению. Сам колокольчик, как вместилище сюжета, можно рассматривать как шестую смысловую единицу - «гору», «холм», любую другую неровность.
Трудно предположить, что такого рода сочетание символов может быть случайным. По замечанию Л.А. Динцеса для средневекового мышления не был типичен реализм, как художественный принципiv; идейное содержание большинства средневековых рисунков позволяет сделать предположение, что сюжет, начерченный на колокольчике, не был изображением окружающей действительности. Поиск мифологических сюжетов, вмещающих эти символы, не представляет особых затруднений. Приведем только два из них.
Широко известен космогонический сюжет карело-финского эпоса «Калевала». Ильматар, мать воды, спускается в море и на ее колене свивает гнездо утка. Мать воды, не выдержав жар от птицы, сдвигает колено и яйцо, выкатившееся из гнезда, разбивается на кусочки, из которых образуется земля, небо, солнце и тучи.v Другой известный образ содержится в стихе о Голубиной книге, датируемом по ряду признаков XV-XVI вв.vi Страфиль-птица, упоминаемая в стихе, живет и плодит плод посреди моря; когда спит – держит один глаз открытым, чтобы присматривать за гнездом.vii Любопытно, что на держателе-птичке нашего колокольчика изображен только один глаз на птице. Когда птица встрепенется – начнется волнение на море и время последнее.viii Другим персонажем является рыба-кит, на котором покоится земля. Различные редакции стиха также наделяют его эсхатологическим функциями.
У этих двух сюжетов есть общий мотив – движение некой тверди, сопровождаемое звуками разбитого яйца или землетресения, бури. Сам, колокольчик, олицетворяющий эту твердь, начинает издавать звуки после приведения его в движение. Вместе с тем, описывая глобальные космогонические процессы, оба произведения несут диаметрально различную смысловую нагрузку: первый сюжет повествует о сотворении мира, второй о его конце. Различно и происхождения этих сказаний, если Калевала является языческим произведением, то стих о Голубиной книге сочетает как языческие, так и христианские мотивы. Так или иначе, у нас нет никаких оснований настаивать на какой-либо версии. Мы также не можем утверждать, что колокольчик принадлежит культурному слою монастыря, а не более раннему времени.
Однако нельзя исключать сезонную приуроченность изготовления подобного рода предметов, связанную с тем или иным календарным праздником. Изготовление глиняных игрушек к определенному празднику земледельческого цикла известно по данным этнографии. В пользу этого предположения может свидетельствовать символическое изображение «солнца» в верхней части, «поля» и «ростков-всходов» в виде прочерченных отрезков на небольшом основании из трех полукруглых линий (Рис. 2), которые также могут трактоваться, как волна, о чем мы говорили выше. Подобные основания типичны для растительных мотивов в русской народной вышивке.ix Начертание «пашни» в виде параллельных линий, также имеет аналогии в собрании колокольчиков XIV-XV вв. ВСМЗ.x
Исследование колокольчика из раскопок 2012 г. привело к следующим выводам:
  1. Костромской колокольчик обнаруживает определенное родство с колокольчиками средневекового Владимира, о чем свидетельствует одновременность бытования, сходство орнаментальных мотивов и держатель в виде птички.
  2. Определенно можно выделить 7 устойчивых семантических единиц, включая сам колокольчик, как вместилище единого сюжета.
  3. Для более обоснованного анализа сюжета необходим поиск аналогий данного сочетания символов в более конкретном историко-культурном контексте.




i Коллекция в Костромском музее-заповеднике, КМЗ ВЗ 112-14, 113-14.
ii Зонтиков Н.А. Монастыри Костромского края (в пределах современных административных границ Костромской области) // Светочъ. ‒ 2008. ‒ № 3. ‒ С. 25.
iii Нестерова Н.В. Глиняные игрушки XIV-XVIII вв. из археологических коллекция ВСМЗ. ‒ Владимир, 2002. ‒ С. 9.
iv Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. ‒ М.;Л.: Издательство академии наук СССР, 1936. ‒ С. 23.
v Калевала / пер.с финн. Л.П. Бельского. – СПб, 2010. – С.10-11.
vi Каган М. Д. Голубиная книга // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3. (XVII в.). Часть 1. А-З. ‒ СПб.: «Дмитрий Буланин», 1992. ‒ С. 218.
vii Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. ‒ Варшава: типография Михаила Земкевича, 1887. ‒ С. 143.
viii Там же. ‒ С. 146.
ix Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. ‒ М.: Наука, 1978. ‒ С. 95.
x Нестерова Н.В Указ. соч. ‒ С. 9. Рис 87.

_______________________________________________________________________________

#археология, #история, #Костромскойкрай, #археологическаявыставка, #средневековье, #музей

Комментариев нет:

Отправить комментарий